Пятница, 29 марта, 2024

История винницкой узкоколейной железной дороги

Гайворонская узкоколейная железная дорога соединяет Винницкую и Кировоградскую области и является самой длинной среди подобных во всей Европе. Протяженность составляет 130 км. При том, что ее история берет свое начало еще с 19 века, поезда сквозь столько лет продолжают курсировать по этому маршруту, пишет vinnytsia-future.com.ua.

История узкоколейки

В XX веке вся Винницкая область была пронизана узкоколейными путями, ведь тогда дороги были грунтовыми, грузовиков не было, использовали гужевой транспорт. Поэтому для транспортировки грузов узкоколейка была лучшим вариантом. Появлению узкоколейок в Винницкой области в частности способствовало развитие сахарной промышленности. Со временем, имея соответствующую инфраструктуру, начались пассажирские перевозки.

Гайворонская узкоколейная железная дорога была введена в эксплуатацию в 1886 году. Она принадлежала к сети частного “Южного общества подъездных путей”, которое также управляло широкопутными участками в Винницкой и Одесской областях. Ранее эта узкоколейная дорога также соединяла Гайворон с Винницей, но во второй половине двадцатого столетия этот участок был заменен обычным стандартом колеи 1520 миллиметров.

В большинстве постсоветских стран стандарт ширины железнодорожных путей составлял 1 метр 52 сантиметра. Гайворонская железная дорога в ширину достигает всего 75 сантиметров, вдвое меньше. Строительство таких узкоколейных железных дорог было дешевле и прокладка была более легкой и быстрой.

Узкоколейкой перевозили зерно, гранит из карьеров и людей со всей округи, которые добиралась в Гайворон на работу. Только на гайворонском тепловозоремонтном заводе работало около двух тысяч человек, такое же количество людей обслуживало железную дорогу.

Для пассажирских перевозок использовались польские узкоколейные вагоны Pafawag, имевшие боковые полки по типу плацкарт. Внутри было очень тесно, а длина полок была не более полутора метров.

Также эксплуатировались вагоны ПВ-51 Демиховского машиностроительного завода. Конечная станция Гайворонской узкоколейки – станция Голованевск в Кировоградской области.

Ретро-путешествия

Поддержание деятельности узкоколейной железной дороги в первую очередь рассчитано на развитие туризма в области, ведь многие, кто интересуется железнодорожным транспортом, со всего мира приезжают посмотреть на самую длинную узкоколейную дорогу Европы. Хотя для самих жителей Винницкой и Кировоградской областей эта железная дорога является едва ли не единственной возможностью, кроме автомобиля, попасть в окрестные населенные пункты.

На обслуживании железной дороги находятся старинные, но все еще исправные паровозы и тепловозы. К примеру, паровоз Гр-280, полученный в рамках репарации после завершения Второй мировой войны. Собственно, об этом говорит его название: Гр — Германская репарация, а 280 его порядковый номер. Среди тепловозов в гайворонском локомотивном депо сохранились модели Ту-2, которые были изготовлены в 1950-60-х годах.

Скорость поезда не превышает 30-35 километров в час, ведь узкий путь не позволяет развивать большие скорости. Однако это позволяет лучше рассмотреть живописные пейзажи Подолья во время поездки.

Кроме персонала поезда, на экскурсии также присутствуют профессиональные гиды, рассказывающие интересные истории о появлении узкоколейки, железнодорожных объектов на этом направлении — о прошлом станции Гайворон, о железнодорожном узкоколейном мосту через реку Южный Буг, все еще работающий семафор.

Во время путешествия по узкоколейной железной дороге поезд делает остановки, где пассажиры могут снять фото и видео, как он проезжает пероны.

Latest Posts

.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.