С тех пор, как Винница расширилась на оба берега Южного Буга, вопрос переправы через реку стал как никогда актуален. Город постоянно перестраивался, а сообщение между левым и правым берегами стало неотъемлемой частью жизни города. Сначала это были примитивные паромы для пересечения мелководного Буга, а затем заменили деревянными мостами, которые, в свою очередь, отступили место современным железобетонным сооружениям, пишет сайт vinnytsia-future.com.ua.
Способы пересечения реки в Виннице сформировались сотни лет назад, так как были обусловлены потребностями местных жителей в удобном доступе к разным частям города. В детализированной схеме города Винница 1915 видно, что жители города использовали те же места для переправы через Южный Буг, как и сегодня — это Центральный, Киевский и Старогородский мосты. Строительство мостов Винницы – это история развития города, о которой должен знать каждый житель региона.
Начало истории винницких мостов
История винницких мостов началась во 2-й половине 19 века, когда город начал активно развиваться. Паромных переправ, которыми винничане пользовались до тех пор, было недостаточно для большого потока людей. Именно поэтому возникла необходимость в строительстве мостов.
Первый крупный мост через Южный Буг появился в 1886 году в районе электростанции, соединяя улицу Почтовую (ныне Соборную) и современное Замостье. Этот мост был изготовлен из дерева и пользователям приходилось платить за пересечение. Согласно тарифам, установленным городской думой, пешеходы давали одну копейку, за домашнее животное требовалось еще три копейки, а для экипажа или тележки — четыре или пять. В 1902 году деревянный мост был заменен двумя железными системами Швеллера, каждая из которых весила 27 тысяч пудов. Они были изготовлены на Брянском Александровском рейкопрокатном механическом заводе.
Мосты были установлены над обоими проливами реки Буг, омывающими остров Кемпа. Это видно на фотографиях еще того времени. И в этот раз проезд уже был бесплатным. Эти мосты были достаточно крепкими, чтобы переносить большие нагрузки. В 1913 году через них впервые проехал винницкий трамвай. Интересно и то, что остатки прежней трамвайной системы можно увидеть и по сей день на острове Кемпа.
С началом оккупации Винницы в 1941 году мосты были взорваны отступающими советскими войсками. Позже был построен временный мост, однако тяжелому транспорту было запрещено пользоваться им. В результате до 1949 года в городе функционировали две изолированные трамвайные системы.
Строительство Центрального моста и сооружение «наклонной» переправы
В 1953 году в Виннице началось строительство современного моста, который до сих пор соединяет центр города и Замостье. Эта огромная железобетонная конструкция протяженностью 129 метров стала источником гордости для винницких строителей и жителей. Мост рассчитан на значительные нагрузки и на долгий период эксплуатации.
Даже полвека назад, как и раньше, жители Винницы наслаждались городскими пейзажами, которые открывались с Центрального моста. Но 1 сентября 1984 года винничане, проезжая через мост, были невероятно шокированы – река Буг исчезла! Причиной стала авария на Сабаровской гидроэлектростанции, которая привела к быстрому спаду уровня воды в водоеме. Согласно свидетельствам старожилов, в то время реку можно было перейти практически вброд. На фотографиях советской эпохи часто можно увидеть еще один мост, долгое время являвшийся основным способом путешествия на остров Кемпа. Понтонный мост существовал до 2009 года, когда был разобран в связи со строительством набережной и фонтана «Рошен». Позже местные власти пытались создать новый мост, но ни один из предложенных проектов не получился реализованным, ведь не подходил ни по содержанию, ни по стоимости.
Современный Старогородский мост расположен на том же месте, где уже в 19 веке действовала паромная переправа, соединявшая Новый город со Старым. С левого берега паром отчаливал от крутого скалистого побережья, где располагалась городская каменоломня, а также старейший из ныне существующих в Виннице храмов – православная Николаевская церковь. В 1910 году купец Немировский решил построить на этом месте достаточно крепкий деревянный мост, пригодный для проезда лошадьми. Переправа через мост была платной. Однако в 1941 году произошло событие, похожее на произошедшее с Центральным мостом — он был взорван. В тот же год оккупационная армия выстроила понтонный мост, подходящий для проезда грузовиков. В первой половине 60-х годов началось строительство современного прочного железобетонного моста, ведущего на Старый город. На тот момент его конструкция считалась особенной, поскольку он был одним из первых в СССР «наклонных» мостов.
Переправа на Кумбарах и наступление немецко-фашистских войск
Наиболее длительный период в Виннице просуществовала паромная переправа на Кумбарах. Даже во второй половине 20 века винничане вспоминают, что для того, чтобы добраться до левого берега, им приходилось пользоваться именно им. Эта переправа располагалась на том месте, где ныне известна винничанам лестница к реке. Буг в сквере на Оводовой улице. На старом снимке, сделанном более столетия назад, можно увидеть самую переправу на Замостье. Там, у крутого правого берега, размещались городские купальни.
Со строительством железной дороги через Винницу, левый берег города стал быстро развиваться, поэтому, соответственно, возросла потребность в сообщении с Замостьем. На фотографиях, оставшихся с тех пор, можно увидеть, что рядом с особняком врача Новинского уже видна хорошо узнаваемая винничанами гранитная лестница, построенная по проекту архитектора Артынова. Они служили спуском к парому и состояли из 118 ступеней. Сверху открывался вид на Буг и окрестности города. Именно здесь было одно из самых любимых мест виннитчан для прогулок.
После строительства Сабаровской гидроэлектростанции уровень воды в Южном Буге значительно поднялся. Именно поэтому 1 пролет лестницы буквально «углубился» под реку. Со временем паромная переправа уже не могла удовлетворить транспортные нужды жителей города, а в 1930-х годах началось строительство моста, который должен был соединить Пятничане с Замостьем, но деревянный мост не прослужил долго. Причиной тому стало наступление немецко-фашистских войск на территорию Винницы. Советские войска просто взорвали его конструкцию. Так что паромная переправа стала единственным средством передвижения.
В 1941 году во время оккупации войска установили пешеходный понтонный мост, помогший решить транспортную проблему. После окончания Второй мировой войны в восстановлении Винницы в первую очередь встал вопрос повторного строительства капитального моста на левый берег. Работы были начаты во второй половине 1950-х годов. В 1962 году Пятничанский (или Киевский) мост, впоследствии сыгравший огромную роль в развитии Винницы, был открыт для эксплуатации.
Мосты Винницы в 21 веке
В течение всего периода существования Киевского моста не проводили ни одного капитального ремонта, что привело к тому, что конструкцию сочли аварийной. С марта 2017 года началась реконструкция этого сооружения.
Вообще, вопрос мостов для Винницы всегда оставался и актуален. О необходимости строительства новых переходов в городе говорят давно. В генеральном плане развития Винницы предполагается сооружение еще двух мостов: одного – от Свердловского массива на Старый город в районе улицы Скалецкого, другой – от Замостья на Пятничане, где улица Гонты сейчас пересекает Южный Буг. В первой половине 2000-х годов была проведена оценка приближенной стоимости 2-го проекта, который в то время составил 400 миллионов гривен. В 2017 году еще раз заговорили о постройке хотя бы одного моста. Однако работы отложили как минимум на десять лет. Одними из причин явились нехватка средств и возникновение многих проблем на период строительства.