Воскресенье, 14 августа, 2022

Главные архитектурные проекты Г. Г. Артынова в Виннице

Григорий Григорьевич Артынов родился в 1860 году в Нежине, Черниговской области, но с 1899 года поселился в живописном центре Украины – Виннице. С 1900 года занимал должность главного архитектора города и до последнего дня своей жизни менял его, наполняя  архитектурными произведениями искусства. Большинство построек по проектам Артынова сегодня украшают главные улицы города и собирают возле себя туристов со всего мира.  vinnytsia-future.

Отель «Савой»

Строительство началось в 1912 году. Отель строился в модернистском стиле с элементами необарокко и представлял собой шестиэтажное здание, ставшее первым в городе. Вокруг него впервые заасфальтировали тротуар у главного входа, где также были установлены мраморные львы. Кроме того, первые местные нововведения, такие как первый электрический лифт, центральное водоснабжение и канализация, подача горячей воды и электроосвещения появились именно в гостинице «Савой».

Фасад был выкрашен в цвет слоновой кости, украшен колоннами, ажурными балконами и высокой башней. Уже в 1914 году в отеле открыли ресторан, позже появились парикмахерская, кондитерская, цветочный магазин. А на мансардном этаже обустроили зимний сад.

Гостиница функционировала по назначению до 1916 года, после чего неоднократно становился центром собраний политической верхушки, советским общежитием и местом преступлений немецких оккупантов во время Второй мировой войны. С 1935 года гостиница возобновила свою деятельность под названием «Украина». В 80-х годах здание перекрасили в голубой оттенок, сохранившийся в памяти и на фотографиях винничан. Старое название «Савой» вернули в 1994 году и до 2010 года отель продолжал принимать посетителей, хотя уже не отличался богатством и роскошью.

С 2010 года арендатором становится апелляционный административный суд при реставрации здания. Был произведен капитальный ремонт, перекрасили в первоначальный оттенок, восстановили мансардный этаж и башню.

Водонапорная башня

Является ли не самой главной визитной карточкой Винницы. Площадь вокруг башни Артынова постоянно заполнена горожанами и туристами как в праздники, так и в будние дни. Была построена в 1912 году. Восьмиугольная башня имеет 7 ярусов, оканчивающихся башенкой. Первый этаж состоит из грубо обтесанного камня, создающего эффект постамента, следующие пять ярусов из красного кирпича. Общая высота постройки составляет 28 метров.

Основной функцией была поставка воды через водопровод протяженностью 1,3 километра в разные районы Винницы, которая осуществлялась до 20-х годов прошлого века. Кроме того, верхний ярус был оборудован под наблюдательным пунктом местных пожарных.

В годы Второй мировой башня выполняла функцию смотровой площадки оккупационных наблюдателей. А в послевоенное восстановление башню переоборудовали в многоквартирный дом для рабочих бывшего водоканала.

В 1970-х годах советские активисты пожелали снести башню, поскольку она не вписывалась в социалистическую стилистику городу. Однако местная интеллигенция отстояла винницкую башню.

С 1980-х годов началась реконструкция башни и была передана как архитектурный объект во владение Областного краеведческого музея. После окончания работ башня восстановила свой первоначальный вид, за исключением расположения часов, которые сместили на один ярус ниже.

В 1993 году в помещении был открыт Музей памяти воинов, погибших во время афганской войны, где хранятся письма, вещи, фотографии, части мундирирования бойцов.

С 2010 г. в здании начинает функционировать Подольский туристический центр, где можно спланировать экскурсию и получить необходимую информацию о городе.

Женская гимназия

Первая женская гимназия во всем Подольском регионе, проектирование которой было доверено Григорию Артынову. Строительство было завершено в 1901 году. Сначала здание имело всего 2 этажа. На первом этаже размещались младшие классы, кабинет рисования, кабинет начальника и столовая. На втором этаже – учебные классы, актовый зал, кабинет музыки, учительская и комната главного смотрителя.

Здание было исполнено в стиле классического модерна. Фасад второго этажа украшала большая центральная стеклянная арка.

Учеба в женской гимназии была дорогостоящей, поэтому туда отдавали девушек только из зажиточных семей. Но в стенах гимназии существовали жесткие требования к обучению и внешнему виду. Так высоту воротничка и длину платья измеряли линейкой, ранец носили только на плечах, а покидать территорию гимназии можно было только с разрешения старшей смотрительницы. За несоблюдение правил учениц ожидал выговор или даже исключение из гимназии.

В 1930-х годах в гимназии был построен третий этаж, из-за чего фасад изменил свой внешний вид, потеряв большое панорамное окно.

Во время немецкой оккупации города в здании располагались казармы, штаб полиции, станция скорой помощи. А при отступлении оккупанты взорвали гимназию, в результате чего она нуждалась в реконструкции. В 1961-1963 годах школу восстановили по проекту Антония Крейчи: отстроили классы, столовую, спортзал, фасад украсили скульптурами.

Сегодня здание функционирует как Винницкая городская школа №2.

Музыкально-драматический театр

В 1910 году по проекту Григория Артынова Винница получила еще одну жемчужину города. Строительство длилось около 11 месяцев и было вложено 160 тыс. рублей. После завершения работ горожане увидели городской театр в неоренессансном стиле, дополненный модернистскими деталями. Фасад имел симметрично размещенные детали, характерные для неоренессанса и дополненный полуколоннами, придающими строению монументальности. В помещении было проведено электричество, отопление, установлены роскошные декорации и световые эффекты. Театр имел фойе, два буфета, вестибюль, контору, кассу, костюмерные, 10 отдельных гримерных для актеров и большой зал, вмещавший до 1 тысячи посетителей.

Периодически помещение театра превращалось в кабаре или бальный зал.

С началом Второй мировой войны театр не прекращал свою деятельность и продолжал ставить на сцене произведения украинской и мировой классики. В 1944 году театр потерпел большой пожар во время отступления немецких оккупантов и нуждался в серьезной реставрации, которую проводили с 1946 по 1948 по проекту архитектора Дмитрия Черновола с тех пор театр приобрел вид, который мы видим и сегодня. Оригинальной осталась лишь двухэтажная часть бокового хода, в остальном театр потерял артыновские черты, которые были заложены первоначально. Сейчас фасад театра имеет черты древнеримской архитектуры: длинный фронтон на вершине восьми высоких колонн, в свою очередь опирающихся на лестницу.

Областная научная библиотека

Строительство библиотеки началось в мае 1904 года. В качестве образца для своего проекта Григорий Артынов использовал американские библиотеки. В результате была построена одноэтажная постройка, названная в честь Николая Гоголя. В помещении размещались две читальни, хранилище для книг и помещение работников библиотеки. Фасад был отделан большими часами, которые стали первыми среди других городских часов. В то время пока продолжалось строительство, городская Дума заказывала литературу в издательствах и библиотеках Киева, Одессы, Петербурга. К моменту открытия в 1907 году библиотека им. Гоголя насчитывала 6423 экземпляра.

С 1923 года сменила название в честь Климента Тимирязева к 80-летию со дня рождения ученого-природоведа. В том же году был открыт отдел детской литературы.

В 1936 году произошла перестройка библиотеки, и к сожалению здание потеряло почерк Артынова, ео улучшились условия работы специалистов и обслуживание читателей. В это время библиотеку содержали 57 работников, принимавших около 16 тысяч жителей города, книжный фонд состоял из более 400 тысяч изданий.

Значительных разрушений библиотека им. Тимирязева получила во время немецкой оккупации. Восстановление длилось до 1955 года.

В 1966 году библиотека обретает статус научной. Сегодня библиотека им. Тимирязева является местом многих встреч и презентаций, имеет свои электронные фонды и архивы, насчитывающие около 1 миллиона документов на более чем 40 языках.

Свято-Воскресенская церковь

Храм был построен в 1910 году на территории православного кладбища. Проект церкви вобрал самые лучшие черты византийского и древнерусского архитектурных стилей. Одноэтажное здание состояло из центральной части, алтаря и притвора, над которым построили кирпичную колокольню, однако со временем она была утрачена.

Проект предусматривал наличие подземного помещения покойницкой, где хранили трупы умерших людей зимой, которые не могли быть погребены в склепах в это время. Архитектор также воплотил систему отопления здания с помощью изразцовой печи. Роспись иконостаса, киот, престола, балюстрады и заказных икон делал киевский живописец Александр Мурашко.

В советский период храм стал одним из немногих, продолжавших свою деятельность. Скорее всего, этому способствовало его незаметное расположение, которое со стороны улицы загораживалось надгобками и склепами кладбища.

В 1980-х годах церковь ожидала реставрация: восстановили кровлю, вернули иконостасу первозданный вид, заменили киоты. В храме провели централизованное отопление и пригласили винницких художников Назаренков нанести росписи внутри здания.

В 1996 году в истории храма произошло чудо. Когда служители привели в порядок прилегающую территорию и срубали старые деревья, то на срезе кленового ствола проявилось изображение православного креста и храм получил собственный праздник — «Получение креста».

С 2000 года продолжили восстановление храма, но уже снаружи: построили навес, заменили два купола, а на месте срубленного клена построили часовню с крестильной.

Дом Кумбари и каменная лестница

Дом Кумбари является одним из старейших поместий Винницы, спланированных Артыновым. Здание построено в стиле модерн, а его особенностью стал полукруглый балкон на втором этаже. Строительство имения объединило новые технологии того времени, в том числе использование бетонной заливки, стали и кирпичной кладки.

История строительства имеет две версии, кто был заказчиком проекта. Первая — самая распространенная и указывает на одесского купца Александра Клеантовича Кумбари, который заказал поместье своей жене Софии. Вторая — опирается на то, что заказчиком стал Константин Романович Новинский, а Александр Кумбари переехал в эту усадьбу позже.

В 1910 году Григорий Артынов спроектировал каменную лестницу, которая заканчивалась возле Южного Буга. Внизу лестницы можно было воспользоваться паромом и переправиться на остров Спорт. После строительства Сабаровской гидроэлектростанции, остров был затоплен как одна из четырех секций лестницы.

В советское время здание переоборудовали под детскую поликлинику, которую в 2010-х годах заменило Жилищно-эксплуатационное объединение. Сегодня имение Кумбари является архитектурным памятником местного значения, который дал одноименное название микрорайону.

Дом городской Думы

Сейчас торгово-промышленная палата, а когда-то городская Дума, откуда на протяжении 30 лет осуществлялось управление Винницей.

Строительство началось в 1911 году, а осенью того же года завершилось. Трехэтажное здание в стиле античного модерна имело Г-образную форму с небольшим внутренним двориком. Первый этаж занимал городской банк, на втором – располагалась городская Управа, а на последнем – зал заседаний.

Фасад дома сформировали грубо обтесанным камнем в нижней части. Два верхних этажа объединили в общую композицию с классическими полуколоннами, на которые опирался фронтон с круглыми часами в центре, расположенный вдоль красной линии застройки. Городская Дума стала вторым общественным зданием с часами.

Внутри архитектор сделал акцент на алебастровых деталях, благодаря которым третий этаж прозвали Белым залом. Григорий Артынов самостоятельно занялся подбором мебели и даже заказал белый рояль. В архивах сохранились письма музыкальному мастеру, в которых архитектор обращает внимание на оттенок, который должен иметь инструмент, чтобы вписался в запланированный интерьер.

В 1918 году винницкая Дума стала одной из первых в подольском районе, кто поддержал власть Директории. И в самом зале заседаний проводилось несколько встреч Директории, а также устраивали торжественные приемы: осенью 1919 года приняли диктатора ЗУНР Евгения Петрушевича, а в мае 1920 года – маршалка Юзефа Пилсудского.

Во время германской оккупации городские структуры эвакуировались, но после освобождения города руководство решило не возвращаться в здание городской Думы.

Дом Райхера

Отель Райхера начал свою деятельность в 1910 году, к работе был привлечен архитектор Артынов, перед которым встала задача возвести гостиницу на участке шириной 8 метров между уже построенными сооружениями. Задача была выполнена и главную улицу теперь украшала необычная кирпичная гостиница горчичного цвета. Здание имело три этажа и было сильно удлинено в сторону внутреннего двора, ведь имело ширину всего 6 метров. Помещение имело электропроводку, но другие удобства находились во дворе из-за нехватки места. Кровля была украшена декоративной дугой и стеклянным куполом, а на фасадной стене были размещены скульптурные головы львов и балконы с металлическими парапетами.

По первоначальному замыслу помещение имело коридорную планировку с двумя ступенчатыми клетками, которая была изменена в 1920-х годах на двухсекционную планировку с существующими до сих пор колодцами.

Во время советской власти верхние этажи отеля превратили в коммунальные квартиры, а на первом этаже открыли магазин с табаком, кофе и чаем. С 1972 года магазин заменила аптека с лекарственными травами.

В годы независимости квартиры бывшей гостиницы выкупались для коммерческой деятельности. В 2010-х состоялась реконструкция здания, благодаря чему она вновь приобрела артиновские черты, потерянные из-за советского быта.

Чествование памяти

Григорий Артынов прошел трудный путь от мало известного архитектора, до выдающегося творца , изменившего Винницу до неузнаваемости. Ему присваивают работу над более чем 40 муниципальными проектами, среди которых есть жилые «доходные» дома, частные поместья и общественные здания.

Сегодня в честь художника названа одна из улиц в центре города — улица Архитектора Артынова, на которой в 2010 году была открыта обновленная мемориальная доска.

В том же году в День города на территории Европейской площади установили скульптуру-памятник Григорию Артынову. Памятник выполнен из бронзы в виде скамейки с известнейшими работами, где сел сам архитектор, заглядывающийся на частично созданный им город.

Latest Posts

.