Четверг, 25 апреля, 2024

Появление электрического освещения в Виннице

Электричество является одной из основных потребностей современного общества. В Виннице оно появилось более столетия назад и за это время отрасль испытала заметное развитие. История электрического освещения началась всего 102 уличными фонарями, которое развилось в мощную электросеть, что состоит из более 600 километров кабельных линий на трех тысячах сопротивления в Виннице. Далее на vinnytsia-future.

Уличное освещение в XIX веке

Упоминание о первом уличном освещении датируется еще 1880 годом. Тогда городские власти заключили договор с местным предпринимателем Абрамом Иойришем об установлении керосиновых фонарей вдоль центральной улицы города — Почтовой (ныне улица Соборная), возле пожарной части, городской казны и тюрьмы. Гасовые фонари обслуживались фонарщиками, которые дважды в день проходили по улицам города, чтобы зажечь и потушить лампы. За содержание одного фонаря местные власти платили  7 рублей 34 копейки, а ремонт, покраска и установка фонарей происходила за счет самого предпринимателя. 

За два года работы Абрам Иойриш насобирал немало жалоб по поводу недобросовестного исполнения обязанностей: многие фонари светили полусилы, стекло часто оставалось грязным, а иногда освещение просто отсутствовало.

За 20 лет город пополнился около 400 новыми фонарями. За это время, кроме керосиновых светильников, появились спиртовые, газовые лампы. В 1906 году инженер Л.Гуревич предложил местным властям обустроить централизованное газовое освещение. Это помогло бы сэкономить на фонарщиках, ведь все фонари можно было зажигать с газового завода. К тому же от работы керосиновых ламп стекло постоянно покрывалось слоем копоти, из-за чего освещение было довольно тусклым. Однако эта инициатива была отклонена.

Строительство электростанции

В начале XX века город нуждался уже в электрическом освещении, которое в то время активно распространялось по российской империи. Управление города перешло к выдающемуся политическому деятелю Николаю Оводову, который серьезно занимался вопросом строительства электростанции. В 1906 году велись переговоры с Центральным электрическим обществом, готовым монтировать электрическое освещение на улицах города.

Тогда строительство электрической станции было тесно связано с прокладкой трамвайной линии, что требовало больших затрат – до 300 тысяч рублей. Городские власти долго уговаривали руководство Каменец-Подольской губернии на получение денежной поддержки и в конце концов договоренность была достигнута. 

В 1910 году завершилось строительство первой паровой электростанции на берегу Южного Буга и электроосветительной сети при поддержке общества «Всеобщей компании электричества». Мощность электрической станции обеспечивалась только двумя агрегатами, так называемыми локомобилями-динамо с постоянным током в 80 киловатт с ременной подачей.

Сооружение электростанции позволило установить на центральных улицах Винницы 36 новых электрических фонарей, а общее количество в городе составило 102 фонаря. Светили они не очень ярко, мощность примерно такой же, как у керосиновых ламп – в пределах эквивалента 800-1000 свечей.

На строительство электрической станции и установку фонарей было потрачено около 160 тысяч рублей. Кроме уличного освещения, электричество было проведено и в уездные государственные учреждения и гостиницы. В частности, гостиница «Савой» стала первой, где появилось освещение, а впоследствии и первый в городе электрический лифт. Далее электричество начало прокладывать и в дома местной элиты.

Строительство электростанции позволило впоследствии проложить по городу водопроводную систему в 1911 году, и первую трамвайную линию в 1912 году. 

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.