Пятница, 29 марта, 2024

Первый мост через главную реку Винницы

С активным развитием Винницы в конце XIX века возникла проблема сообщения города по обеим берегам Южного Буга. Поскольку ранее Южный Буг не был столь широкой и полноводной рекой, горожане часто пользовались паромными переправами или услугами лодочников для переправы на другую сторону реки. Одна из паромных станций находилась у подножия артиновской лестницы. Еще одна находилась на городе Староместского моста. Но с еще большим развитием Винницы и увеличением уровня воды в Южном буге встал вопрос о строительстве мостов. Далее на vinnytsia-future.

Первый деревянный мост

По историческим данным, первый мост через Южный Буг был возведен в 1886 году. Он был деревянным. Располагался близко к электростанции и соединял улицу Почтовую (ныне улица Соборная) с районом Замостьем. 

Использование этого моста было платным. Если пешеход был с пустыми руками, то плата не бралась, а если он шел на рынок продавать товар, тогда брали средства за проход по мосту.  Переход с домашним животным стоил три копейки, за экипаж платили четыре копейки, а, чтобы пропустили телегу, необходимо было оплатить пять копеек. 

Одной из проблем такого моста было частично разрушение льдом весной, поэтому он постоянно нуждался в ежегодном восстановлении. Деревянный мост работал в течение шестнадцати лет, далее ему на смену пришел новый — более крепкий и надежный.

Новые железные мосты через Южный Буг

Два железных моста системы Швеллера построили в 1902 году по проекту городского архитектора Григория Артынова. Они соединяли оба берега через остров Кемпа и работали около 40 лет. Новым мостом горожане могли пользоваться бесплатно. 

Новые мосты были гораздо крепче и могли выдерживать большой вес. В 1913 году через мосты были проложены трамвайные пути, остатки которого до сих пор сохранились на острове Кемпа. 

Авария на мосту

Страшная авария, освещаемая во всех газетах, произошла в мае 1938 года. Трамвай двигался к конечной станции на железнодорожном вокзале и на подъезде к центральным мостам у него отказали тормоза. Из-за этого вагон на полной скорости врезался в другой трамвай, ехавший снизу по мосту, что привело к его схождению с рельсов и падению вагона в реку. Горожанам была оказана немедленная помощь.  В результате аварии погибли два человека.

Следствие по этому делу установило причину трагедии. Выяснилось, что обследование и ремонт вагонов проводился халатно. Трамваи выходили на маршрут без предварительного осмотра, курсировал по городу и сломанный транспорт с поврежденными моторами или тормозами. Да и сами водители работали без подготовки и медицинских осмотров.

Подрыв мостов и строительство нового

С началом Второй мировой войны и немецкой оккупацией города в 1941 году железные мосты были взорваны советской армией при отступлении. Об их существовании напоминают только стоящие над рекой бетонные опоры. Поэтому на замену ему позже построили временную переправу, но только для пешеходов или легко транспорта. Тяжелым грузовикам не разрешалось передвигаться по мосту. 

В послевоенные годы старые разрушенные мосты решили не восстанавливать. К тому же из-за неровности рельефа на трамвайных путях создавали много проблем с транспортным движением. В то же время построили новый центральный железобетонный мост в 1953 году, соединяющий Соборную с Замостьем. Надежная конструкция рассчитана на большие нагрузки и длительное время эксплуатации. 

В то же время на остров Кемпа построили понтонную переправу с левого берега, чтобы создать там культурный центр для развития туризма. Благодаря чему остров также стали называть «фестивальным». Со строительством в 2009 году набережной и фонтана Roshen городов было демонтировано и полностью утрачено сообщение города с островом. Добраться до исторического места можно разве что на лодке, вплавь или зимой по льду.

Latest Posts

.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.