Понедельник, 20 мая, 2024

История винничанина, который изобрел подлодку

Стефан Джевецкий — выходец из Винницкой области, который участвовал в войне между русской и Османской империями в 1877–1878 годах, служил на Черноморском флоте, за храбрость получил Георгиевский крест. Но больше мужчина прославились как изобретатель в сфере морской техники и авиации, за что он получил мировое признание. Далее на vinnytsia-future.

С детства стремился учиться и творить

Стефан родился 26 июля 1844 года в селе Кунка Подольской губернии (ныне Гайсинский район Винницкой области). Его семья была богатой и имела на счету большое количество недвижимости и территории Волыни, на берегу моря в Одессе, несколько домов в Варшаве и квартиры в Петербурге и Париже. С детства мальчик имел жажду к знаниям. Стефан получил хорошую образовательную базу сначала на домашнем обучении, затем поступил в иезуитский лицей в Париже, после которого еще учился в Центральной школе искусств и промышленности. Там познакомился с Густавом Эйфелем – проектировщиком известной парижской башни. Вдохновившись его работами, Стефан сам решает наполнить мир собственными изобретениями.

Первые проекты Джевецкого

В двадцатилетнем возрасте Стефан уже успел запатентовать свое первое изобретение. Это был километровый счетчик для лошадиных экипажей, вычислявший количество оборотов колес. Этот прибор можно считать прототипом таксометров

В 1873 году Стефан отправился в Вену, где на Всемирной выставке презентовал свои проекты, для которых даже был выделен отдельный стенд. Среди них было устройство автоматической зацепки для железнодорожных вагонов, регулятор паровых машин и турбин, регистратор скорости поездов и циркуль для чертежа эллипсов, гипербол и парабол. Особое внимание получил курсограф, который мог автоматически прокладывать на карте путь для судна. Благодаря этому изобретению Стефан был приглашен в Петербург на должность совещательного члена Морского технического комитета, где изобретатель мог продолжать совершенствовать курсограф. Но в результате изобретение практического применения так и не получило.

Первая подлодка

Несмотря на предыдущую неудачу, Стефан остается работать в Петербурге, где на очереди создает новый проект. Им была одноместная подлодка с перископом и винтовым двигателем. Эта лодка двигалась, когда крутили педали. В 1878 году Джевецкий приехал в Одессу, чтобы испытать его в действии. Удачные тестирования заинтересовали военно-инженерное ведомство, которое собиралось использовать их в войне против турок. Однако и этот проект не был воплощен, потому что война закончилась и сама лодка была непрактична из-за необходимости привлечения человеческой силы.

Учитывая предыдущие недостатки Стефан создал еще одну лодку в 1880 году. В этот раз модель была оснащена электрическим двигателем.

В 1885 году изобретатель представил подводный миноносец на четырех человек. Его преимуществами были возможность эффективной защиты от вражеских снарядов и погружения в воду так, что оставались только трубы. Подлодка одержала успех и была запущена в производство. В результате было сделано 50 таких моделей, а сам Стефан денежное вознаграждение на сумму 100 тысяч рублей.

На достигнутом было останавливаться рано, поэтому Стефан Джавецкий продолжил работать над следующим изобретением, которым стала субмарина с паровыми двигателями. Ее вес составил около 120 тонн и она была рассчитана на 12 человек. За этот проект Стефан получил премию на Международном конкурсе в 1898 году в Париже.

В начале ХХ века Стефан занимался разработкой еще одной субмарины, но уже с одним двигателем, работавшим на бензине. Она должна была использоваться как для подводного, так и надводного движения. Также изобретение имело четыре торпеды. Уже в 1905 году он презентовал финальный проект, по которому в следующем году построили подлодку «Почтовая». 

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.